- К-

Казус - 1) случай, отдельный факт; 2) в юриспруденции случайное действие, в отличие от умышленного или неосторожного действия; действие, имеющее внешние признаки проступка, преступления, но лишенные элемента вины, то есть такое, в котором его совершитель не проявил ни умысла, ни неосторожности и, следовательно, не должен нести ответственности.

Как? - вопрос из вопросов. Если вещь возникла естественным образом, то мы интересуемся "как?" это произошло. Если вещь существует зависимо от объективных причин, то мы интересуемся "как?" и “почему?" это произошло, но не спрашиваем "зачем?". Если вещь создана людьми, то мы говорим: "зачем?", "как?" и "почему?".

Канонический - от слова канон [гр. правило, предписание]: 1) в широком значении - все, что твердо установлено, стало традиционным и общепринятым; 2) догмат, обряд или правило, установленное и узаконенное церковью; 3) в искусстве - совокупность художественных приемов или правил, которые считались обязательными в ту или иную эпоху, а также произведение, служившее нормативным образцом.

Капитал - экономическая категория, означающая один из производительных ресурсов; включает в себя все те производительные ресурсы, которые созданы людьми: инструменты, машины, инфраструктуру, а также нематериальные вещи, например компьютерные программы [15]. Очевидно, что при подобном определении капиталом является также и квалификация работника.

Некоторые экономисты (в основном буржуазные) делят капитал на "физический капитал" - материальные и нематериальные вещи, существующие

независимо от человека, и "человеческий капитал"- людские трудовые ресурсы, включая накопленные знания, опыт, образование, то есть квалификацию.

При капитализме капиталом являются также деньги, которые в общем случае капиталом не являются, но в просторечии (народном сознании) отождествляются с ним, так как является не капиталом в более широком смысле этого слова, но его разновидностью "финансовым капиталом".

Заблуждение, по видимому, связано с фактическим господством как в капиталистических, так и в социалистических научных кругах представлений, предложенных, например, К.Марксом, который считал, что

капитал - это стоимость, приносящая его собственнику доход путем эксплуатации наемных рабочих,

а стоимость в обыденном сознании связана с цепочкой: "цена-деньги". Отметим, что анализ определения капитала достаточно интересен.

Рассмотрим его подробнее:

стоимость - приносящая доход.

Первое слово, в соответствии с политэкономией марксизма, стоимость - это овеществленный труд товаропроизводителей, с одной стороны, и (или) общественные отношения - с другой [20]. Учитывая практику употребления данного слова, можем отметить, что с ним ассоциируются такие понятия, как ценность и нужность, так как любая вещь, в том числе и стоимость (в просторечии - цена), интересует человека лишь тогда, когда возникает дилемма - иметь или не иметь данную вещь (быть или не быть).

Второе - приносящая, заставляет задуматься, "при каких условиях возможна реализация этого требования - приносить доход или не приносить доход?". Очевидно, что для того, чтобы "приносить доход", необходимы определенные предпосылки (условия):

- общественный договор - право, то есть власть (определенная стабильность состояния общества), которая опирается обычно на силу, согласие, глупость и обман;

- дееспособность, то есть действительно быть стоимостью, а точнее быть вещью, способной производить другие нужные вещи - блага (обычно говорят товары);

- обязательное наличие всех составляющих, необходимых для реализации технологических циклов (дополнение или развитие предыдущего пункта): сырья, функционирующих средств производства и связей в условиях стабильности или развития общества.

Отметим, что в условиях разрушения общества многие вещи, бывшие ранее капиталом, становятся мусором на свалках, в том числе и свалках истории.

Третье слово доход - представляется достаточно очевидным, это то, что остается в распоряжении или собственности капиталиста (собственника капитала) после распределения созданных благ (вещей). Но здесь появляется мощный ассоциативный блок, связанный с понятием распределение.

Таким образом, анализ показывает, что перечисленные выше вещи могут как быть капиталом, так и не быть им в зависимости от определенных условий, а именно права (общественного строя) и деятельности (факта работы), то есть понятие капитал является вторичным и в связи с этим неустойчивым.

То, что общественное устройство (строй) может законодательно определить данные вещи не капиталом достаточно очевидно - опыт социализма, феодализма и т.п.. Каждый капиталист, предприниматель и просто думающий человек понимает, что одни и те же вещи, перечисленные выше как капитал будут приносить совершенно разную прибыль в зависимости от того, функционируют или нет и как именно функционируют (налажены) те производства, связи, люди и деньги, которые обычно называют капиталом, то есть они должны быть дополнены требованием "функционировать".

Как отмечено в [20]: "... капитал - это не вещь, а экономические, производственные отношения между классом капиталистов и классом наемных рабочих". Особенностью данного определения, затрудняющей его понимание, является то, что капиталом называют вещи, являющиеся отношениями, а такие отношения между словами вещь и отношение не являются общепринятыми мыслительными формами и не воспринимаются простым человеком (не являющимся профессионалом в вопросах экономики или права).

Таким образом: "Капиталом являются функционирующие в среде определенных общественных отношений средства производства". Очевидно также, что капиталом является также функционирующая экономика ВСЕГО государства и мира в целом. В связи с этим можно отметить, что начиная с 1985 г. в СССР шел процесс уничтожения той части капитала, которая была связана с глобальной экономикой страны: функционирующих научных и производственных коллективов, производственных связей, системы управления и контроля и т.п., разграбления сырьевой и финансовых частей и перераспределения остатков капитала между коррумпированными или, как иногда говорят, мафиозными кланами чиновников и партийных функционеров. Наблюдающиеся успешные попытки сохранить работоспособность отдельных отраслей, предприятий или институтов носит защитный (борьба за существование и выживание коллективов), маскирующий (отвлекающий народ от осознания глубины разрушения общей экономики страны) и компрадорский характер.

Капитал, в отличие от различных форм рабства, является одной из изобретенных (в последние сотни лет) человечеством неявных, скрытых форм эксплуатации и принуждения, таких, как: право, религия, торговля, мошенничество, воровство и тому подобные неявные механизмы перераспределения материальных благ, имеющиеся в распоряжении общества.

Очевидно, что в случаях явной эксплуатации капитал не требуется. Для обеспечения производства товаров - тоже (достаточно феномена “технология”).

Само понятие капитал и капитал как таковой являются интеллектуальной ценностью - изобретениями, позволившими изменить механизм реализации власти, которая является основной составляющей феномена - капитал.

Власть, опирающаяся до того практически только на силу и деньги (власть денег), реализуется теперь с помощью права (буржуазного права) и обмана, и только обладание властью преобразует вышеуказанные вещи (заводы, финансы и т.п.) из категории простых средств производства в капитал.

Разделение областей деятельности людей на политику и экономику, которые "де факто" существовали задолго до капитализма, феодализма и предшествующих формаций, является типичным методом интеллектуального мошенничества или, быть может, заблуждения.

Очевидно, что политика - концентрированное выражение экономики, а точнее, один из ее механизмов, если под экономикой понимать создание и распределение благ. Но распределение благ - это процесс управления - властный процесс, а создание благ - технологический процесс, основные составляющие которого детерминированы (определены) не волей человека, но свойствами природы (говорят "законами природы"). В чистой модели товарного производства, основанного на частной собственности, экономические и общественные процессы регулируются законом стоимости, то есть "слепому", не поддающемуся общественному или, можно сказать по-другому, разумному контролю фактору. То есть со всех точек зрения власть человека заменяется властью стихии - негуманоидной системы.

Ассоциативный блок.

Особенностью "экономических процессов" является то, что они идут на фоне бытия, живущего по своим законам. То есть экономические законы являются в большой степени иллюзией, которой руководствуются люди, не отражающей адекватно реальных процессов в Мире, но создающей их. Объективность же бытия, которое удерживает систему в рамках рационального, исправляет и скрадывает до поры до времени несоответствие между реальными процессами и их экономической интерпретацией.

Таким образом: Капитализм - общественное устройство, при котором действиями информационных систем (людьми и общественными институтами) руководят капитал и экономика - негуманоидные и неразумные системы. Отличается от феодализма и предшествующих эпох тем, что процессы на планете во все большей степени начинает определять "технология принятия решений", но не разум или глупость, то есть качества человеческого интеллекта. В настоящее время это осознается все большим количеством людей. Поскольку человечество уже миновало эпоху "развивающегося общества" и вступило в эпоху "постиндустриального общества", то, вероятнее всего, капитализм уступит или уже уступил место волюнтаризму или, что то же самое, ноосферизму, судорожным попыткам спасти цивилизацию путем принятия волевых решений.

Капитализм - общественный строй, в основе экономики которого лежит легализованная и защищаемая государством и правом эксплуатация одних людей другими, основанная преимущественно на частной собственности на средства производства - капитале, что отличает его от феодализма, при котором эксплуатация обеспечивалась преимущественно силовыми и лишь затем правовыми методами. Характерной чертой капиталистических отношений является то, что "несчастья одних" - жизненные и деловые неудачи, как правило, являются источником прибыли, то есть "счастья других", что имеет место как на уровне отдельных предпринимателей и фирм, так и государств. Например, Соединенные Штаты Америки в "результате Второй Мировой войны" заметно обогатились.

Подобные отношения задают вектор развития общества и культуры, и капитализм становится неотделим от высокого уровня: преступности, проституции, культурной деградации и тому подобного. Говоря другими словами, капитализм имеет вектор развития, направленный встречно процессу движения от "животного к человеку". При капитализме все становится товаром: честь, совесть, жизнь человека или его ребенка ....

В настоящее время капитализм в заметной степени поражен "ползучим социализмом", который зародился в недрах человеческой культуры и воплощался в странах социалистического лагеря в качестве государственной доктрины.

Экономика капиталистических государств может быть рыночной, может быть монополизированной, может быть даже смешанной.

В некоторых случаях говорят о государственном капитализме. Учитывая, что элементы капиталистических отношений существовали в далекой древности, считать научно-техническую революцию порождением капитализма, как это трактуется, например, в [15,ОС], будет несколько опрометчиво, скорее всего, она является все же результатом накопления в обществе достаточного количества знаний, производственных и информационных связей, а также физических средств производства, позволивших уменьшить время реализации изобретений или разворачивания собственного дела до таких пределов, когда это стало доступным человеку, работающему активно всего 20-40 лет. То есть создание собственного дела стало доступным и осязаемым для массы людей. При этом будет именно по Марксу: капитализм - результат научно-технической революции, но не наоборот.

По Ю.Бохеньскому [7]: "Под капитализмом подразумевают в первую очередь определенный экономический строй (согласно марксистам, также и политический); кроме того, утверждается, что строй этот хорош и к нему следует стремиться. Во-вторых, под капитализмом подразумевают экономический либерализм. Анализируя дискуссию между либералами и марксистами мы видим не менее семи суеверий, причем некоторые из них присущи обеим сторонам, а другие обнаруживаются только у одной из дискутирующих сторон.

1. Общим для них является прежде всего экономизм - убеждение в том, что удовлетворение материальных потребностей автоматически приводит к удовлетворению всех остальных потребностей и обеспечивает людям счастье. Экономизм есть очевидное заблуждение.

2. Второе заблуждение, общее для обеих дискутирующих сторон, - это отождествление владельца капитала и предпринимателя. В свое время, в середине прошлого века, предприниматель действительно чаще всего являлся и владельцем капитала - откуда и пошло отождествление этих функций. Но на деле речь идет о совершенно различных функциях: капиталист - это тот, кто предоставляет средства производства, а предприниматель объединяет различные факторы, составляющие предприятие (капитал, труд, изобретательство, потребителей, регион, государство и т.д.), создает само предприятие и руководит им....

3. Наконец, третье заблуждение, разделяемое обеими сторонами, состоит в том, что предприятия бывают двух видов: капиталистические, которыми управляют капиталисты, и социалистические, которыми якобы руководят рабочие, а в действительности государственная бюрократия...  Имеется, по меньшей мере, шесть типов предприятий; они могут управляться 1) капиталистами, 2) рабочими, 3) изобретателями, 4) потребителями, 5) общиной или 6) государством.

4. К числу заблуждений относится и мнение о том, что только капиталисты (акционеры и т.п.) имеют право руководить предприятиями. На нем основываются и две другие точки зрения: что все можно купить и что владелец собственности может распоряжаться ею без каких-либо ограничений. Этот взгляд и его предпосылки относятся к области этики и поэтому не подлежат научной оценке...

5. Марксисты разделяют, по крайней мере, три предрассудка. Согласно первому, капиталист никак не участвует в производстве, а поэтому его прибыль (проценты и т.д.) есть воровство... Впрочем, не следует впадать в заблуждение противоположного толка и делать вывод о том, что капиталисту, и только ему, принадлежат все права на производство.

6. Другой предрассудок марксистов - утверждение о том, что единственные эксплуататоры рабочих - это капиталисты. Действительно, было время... Главными эксплуататорами рабочих всегда были и до сего дня остаются не владельцы капитала и средств производства, а государственные чиновники. Так было в Древнем Египте и Ассирии, так обстоят дела в Советском Союзе. Стало быть, мнение о том, что рабочих эксплуатируют лишь владельцы капитала, является заблуждением.

7. Наконец, в число предрассудков входит утверждение марксистов, будто там, где не правит коммунистическая партия, власть принадлежит владельцам капитала.

В действительности современные государства имеют очень сложную структуру - свою роль в них играют, например, профессиональные союзы, политические партии, религиозные организации, пресса и т.д.; неверно было бы сводить все это к влиянию капиталистов".

Ассоциативный блок.

Столь пространные рассуждения о капитализме требуют в данном толкователе, в свою очередь, изложения размышлений о том, что же такое социализм.

Капо - надсмотрщик в концлагере из числа заключенных (такой всегда находился). Интересно, что корень слова кап созвучен с корнем слова капитализм, есть нечто общее и в сущности явлений. И там, и там во главу угла ставится индивидуальное выживание одних за счет других. Представляет определенный интерес соотношение между количеством заключенных и доносчиков, провокаторов, надсмотрщиков 1:7, то есть 14-15% людей (надсмотрщиков, то есть организованных определенным образом) обычно обеспечивали устойчивость системы, при повышении производительности труда в этой области достаточно 7-10% ("богатых"), то есть 1:15.

Ассоциативный блок.

Семерка - магическое число, связанное с особенностями человеческого интеллекта способного держать в памяти одновременно и достаточно устойчиво примерно пять-семь предметов.

Карл Маркс - Письмо к Иосифу Вейдемейеру от 5 марта 1852 года: " То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего:

1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов".

В первом пункте с Марксом вполне можно согласиться, если под производством понимать общество, но тогда два вторых звучат странно.

Ассоциативный блок.

Любимый афоризм К.Маркса: "Подвергай все сомнению".

Картина мира - существуют вещи и понятия, которые, в свою очередь, делятся на первичные и вторичные. Вещи - это все то, что существует независимо от познающего субъекта: материя, пространство, время, вселенная (мир), движение. Понятия - это механизм познания мира, детерминированный (определяемый) свойствами познающего субъекта.

Человек в системе познания является понятием первичным - субъект познающий. Весь окружающий мир человек (сознание человека ?) познает исключительно с помощью собственных чувств и интеллекта, таким, каким они его видят (искажают, выделяют цвета и т.п.), все остальное является результатом переработки (упорядочения) этих сигналов в виде информации. Перед философами всегда стоял вопрос о начальной точке отсчета: что есть в мире такого по поводу которого мы можем не сомневаться, что это действительно существует. Декарт сказал: "Мыслю - следовательно, существую". Это действительно то, в чем человек может не сомневаться. Все остальное необходимо подвергать сомнению. Данный тезис тоже подвергают сомнению, вопрос только в том: насколько это конструктивно? Вдумаемся еще раз: для сознания познающего субъекта аппаратом познания мира является он сам, его органы чувств, его интеллект и в системе его познания он является первичным. Опыт других людей и человечества в целом для него вторичен.

Нет субъекта познания - нет и объекта познания. Это очевидно, причем именно с точки зрения материализма, так как без субъекта не существует и само познание. Утверждение о существовании объекта независимо от наличия субъекта при последовательном развитии мысли неминуемо приводит к состоянию, при котором познание начинает существовать без его носителя, то есть к идеализму (в принятой терминологии). Заблуждения материалистов, нападающих на идеалистов, в большинстве случаев заключались в том, что ими опускалась такая вещь, как познание, понятие неотъемлемо входящее первоначально в парные понятия субъект и объект, без которого спор попросту терял смысл, так как происходило произвольное вычленение дискутирующими сторонами рассматриваемых систем. Имеет место обычная "игра слов". Понятия субъект и объект имеют смысл только применительно к феномену познания. В остальных случаях мы имеем дело с явлениями мира, его свойствами и его вещами. В том мире уже нет ни объектов, ни субъектов.

Вещи существуют независимо от познающего субъекта и являются самодостаточными, то есть они или есть или их нет. Понятия определяются особенностями человеческого интеллекта и для правильного понимания картины мира требуют категорированности создания категорий, нужных именно интеллекту в их иерархии. При этом человек "видит и определяет" в мире как те вещи, которые действительно существуют, например, Вселенную, планету, дерево камень, животное, так и те, которых на самом деле нет, но они необходимы ему для более удобного ориентирования в жизни: погода, куча зерна, роща, лес, брат или сестра, экономика, биосфера и т.п.

В общем случае для практической деятельности жесткость категорий не только не требуется, но даже и вредна, так как сковывает мышление и замедляет движение познающего субъекта к истине (что есть она?). С точки зрения наук (философии и др.) и системы образования в особенности, на определенных стадиях их функционирования, жесткость категорий необходима, так как обеспечивает более менее адекватную передачу знания (опыта).

В нашем представлении картина мира такова: существуют пространство и время, заполненные материей (вакуумом, обладающим определенными свойствами, которые необходимо еще изучать и изучать), под действием (влиянием) времени (или чего-то иного) в материи возникают или исчезают напряжения, волны (в том числе и стоячие) - появляются поля и вещество, (простые системы) обладающие определенными свойствами. Вещество и поля принимают все возможные состояния и создают большое количество сложных систем, обладающих еще большим количеством свойств (и состояний). Одним из этих свойств является влияние предшествующего состояния области пространства на ее будущее состояние (причинно-следственная связь), что является основой всех информационных процессов - прототипом памяти. Поскольку вещество и поля принимают все возможные состояния, то во Вселенной существуют области, где связи между предшествующими и последующими состояниями на микро- и макроуровнях достаточно устойчивы - имеет место "опережающее отражение действительности" в устойчивом структурированном мире, области, где существуют информационные системы. Дальнейшее изменение структуры мира в этих областях (в нашем случае на планете Земля) происходит уже под действием этих информационных систем, начинается их совместная эволюция (пространства и информационных систем) - возникает жизнь.

Ассоциативный блок.

Первоначально жизнь возникает в микромире.

Категория (греч. kategoria - указание, свидетельство) в философии - основные понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства, стороны, отношения явлений действительности и познания (?) [2]. Категория является результатом обобщения человеческим разумом явлений действительности и выделения в них относительно устойчивых частей, представляющих самостоятельную мыслительную (познавательную) ценность. В простейшем случае категорией является любое слово. Категории осознаются и создаются по мере продвижения познания в глубь явлений.

В современной философии категории рассматриваются как чисто субъективная (что вполне естественно) и "удобная" форма упорядочения человеческого опыта (знания).

Основными категориями считаются: материя, движение, время и пространство, качество и количество, противоречие, причинность, необходимость и случайность, содержание и форма, возможность и действительность и т.д.

Как видно из списка категорий, рассматривают в основном разграничивающие стороны явлений, например: вещь = результату взаимодействия формы и содержания, которые, в свою очередь, также являются вещами.

Скажем так:

Необходимость категорирования мира определяется его непрерывностью.

Ассоциативный блок.

Зададим вопрос: "Чем отличается форма от содержания?" Или скажем точнее: "Что является содержанием формы?" Ответим на него: “Ничем?" - Форма и содержание появляются в результате вычленения этих категорий человеческим интеллектом для более удобного ориентирования в мире. Человек практически всегда может обозначить "две вещи", отношения между которыми будут соответствовать определению формы и содержания, то есть "так человек вычленяет для себя отношения между вещами". Можно сказать, что любая форма имеет форму, любое содержание имеет, в свою очередь, содержание.

Качество - философская категория, нашедшая широкое применение в бытовом языке, обозначающая те свойства вещи, которые создают понятие данной (рассматриваемой) вещи и отличают ее от других вещей, относящихся к этому же понятию.

"Мир состоит не из готовых законченных вещей, а представляет собой совокупность процессов, в которой вещи постоянно возникают, изменяются и уничтожаются. Но из этого не следует, что они не имеют определенной формы существования, абсолютно неустойчивы и неразличимы между собой. Как бы не изменялся предмет, но до поры до времени он остается именно этим, а не другим, качественно определенным предметом. Качественная определенность предметов и явлений есть то, что делает их устойчивыми, что разграничивает их и создает бесконечное разнообразие мира. Качество есть существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов" [1].

Киборг - персонаж научно-фантастических произведений: существо, являющееся результатом объединения в одном организме естественных, созданных природой, и искусственных, созданных человеком, частей. Биомеханическая, биоэлектронная система. Обычно имеется в виду высокая степень интегрированности в интеллектуальные области деятельности (робот с человеческим мозгом, человекоподобное существо с искусственным мозгом, человек с измененной физиологией и т.п.).

Класс - по [7] "большая группа людей, которая выделяется по их участию в общественном богатстве и по способу, которым это участие осуществляется” (Ленин). Согласно марксистскому учению, в настоящее время имеются два основных класса - пролетариат и буржуазия. Такое понимание класса ведет к возникновению ряда заблуждений.

...Однако известно, что в промышленно развитых, особенно в так называемых "социалистических", странах огромную роль играет большая группа людей - чиновников, получающая свою долю так же, как и рабочие, то есть в виде зарплаты. Казалось бы, что они должны принадлежать к тому же классу, что и рабочие, но это, разумеется, не так. Кроме того, современные общества гораздо более дифференцированы, чем это представляется по "классовому" суеверию. Большую роль играет, например, область занятий и положение человека в рамках его профессии; при желании рабочим можно назвать даже директора крупного комбината, хотя на самом деле он относится к совершенно иному классу.

Заблуждением также является мнение, что люди в основном, если не исключительно, связаны со своим классом... В ХХ веке принадлежность к нации практически повсюду оказалась значительно важнее принадлежности к классу - об этом свидетельствует поведение рабочих во время войн и таких событий, как венгерская революция или возникновение польской "Солидарности"...."

По [2] "классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы - это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства" (В.И.Ленин.Т.39.С.15). Возникновение классов обусловлено развитием общественного разделения труда и появлением частной собственности на средства производства.

С точки зрения формальной логики, с учетом общественных процессов ХХ века, деление общества на классы представляется слишком упрощенным, в этом Ю.Бохеньский прав. Как сказал сын одного африканского вождя Ошинуби Бола, с которым мне пришлось общаться в студенческие годы: "Нет, мой папа не капиталист... немного заводов, немного фабрик, нет - это не капиталист".

В настоящее время, когда производительность труда во всех сферах выросла и появились новые, невиданные ранее способы эксплуатации, деление людей на классы слишком примитивно и, что более неприятно, отвлекает внимание на бесплодные споры от других явлений, несущих грозную опасность человечеству. Более правильно нужно говорить, наверное, об антиобщественных, античеловеческих и т.п. силах и институтах, а также эксплуататорах и эксплуатируемых, где классы, в отличие, например, от партий, транснациональных корпораций, военных блоков, организованной преступности и т.п., не связанные организационной структурой, договорами и реальными технологическими узами, займут свое "скромное" место.

Конечное - вещь, находящаяся внутри другой вещи. Или, другими словами, нечто, вокруг которого расположено другое нечто.

Конечный итог - результат полностью пройденной цепи рассуждений как к истокам, так и к концу явления.

Количество - по [1] субъективная характеристика, показывающая отношение измерения одной рассматриваемой субъектом вещи к другой. Каждое количество имеет свое качество. Количество и качество - две неразрывно связанные стороны любого явления.

Количество характеризует размер, массу, время, структуру и т.п.. Качество - также субъективная характеристика, которая характеризует для нас отличительно-объединительное отношение одной вещи к другим вещам.

Коллапс - (от латинского collage - упавший), угрожающее жизни состояние, характеризующееся падением кровяного давления и ухудшением кровоснабжения жизненно важных органов [10].

Коллективизм - по [7] "полностью подчиняет личность обществу и свое законченное выражение находит в тоталитаризме. Согласно последовательному коллективизму, личность лишена всяких прав.

Теоретической основой коллективизма является убеждение в том, что существует только общность, а отдельные люди, личности суть ее "моменты". Но эта точка зрения представляет собой несомненное заблуждение. Верно как раз противоположное; подлинной реальностью обладают отдельные люди, а не общество в целом. Если общество и реально, то, безусловно, оно реально в меньшей степени, чем составляющие его личности".

Здесь можно отметить, что рассуждения Ю.Бохеньского не закончены. А фраза, что "реально в меньшей степени", напоминает выражение "не совсем беременна". С точки зрения феномена разума, интересным оказалось именно возникновение категорий - то есть абстракций, которым в реальном мире человека соответствуют достаточно устойчивые и не менее реальные, чем тела, вещи нематериальной природы. Человек же и общество сосуществуют в единстве и противопоставлять их в духе "последовательного" (читай "безумного") коллективизма или индивидуализма, как говорят в народе: "... и глупо и смешно".

В то же время следует отметить, что как явление коллективизм является достаточно противоречивым, так как привносит в общественные отношения мощную негуманоидную составляющую, связанную с технологией принятия решений, понижением среднего интеллектуального уровня системы и т.п.; может быть оценен как "вынужденное" или "меньшее" зло.

Коллективное (коллегиальное) принятие решения - механизм обработки информации в обществе, приводящий во многих случаях к появлению негуманоидных явлений. С целью экономии времени рассмотрим работу данного механизма на примере.

Условно считаем, что лица, принимающие решения, и эксперты добросовестны. Поэтому случаи, когда имеет место обычная, дошедшая до цинизма ложь (один из симптомов неблагополучия технологии принятия решений) или прямой умысел мы рассматривать не будем.

Представьте, что у вас есть достаточно сложная цельная концепция какого-то мероприятия, состоящая из многих пунктов, которую необходимо принять путем голосования. Качество самой концепции обсуждать не будем. И вам на выбор предлагают всего две альтернативы: голосовать списком или по пунктам. Подчеркнем, что других альтернатив не предлагается. При голосовании списком возможно два варианта: концепция принята или концепция отвергнута. При принятии по пунктам концепция считается принятой, если принята большая часть пунктов.

Ситуация в мире (обществе) после принятия решений по первому механизму либо начинает меняться в ту или иную сторону (концепция принята), либо остается без изменений (концепция отвергнута).

При голосовании по пунктам количество вариантов становится заметно большим: кроме основной появляется масса других концепций, состоящих из принятых частей, определяемых случайным стечением обстоятельств: кто-то из голосующих вышел, отвлекся и не понял значения пункта и т.п. Поскольку концепция была цельной и разрабатывалась человеческим разумом, то введение в нее "поправок", обусловленных механизмом, работающим на уровне игральных костей, в случае "принятия закона" с большой степенью вероятности выводит его в область иррационального действия - превращает в негуманоидную систему. При таком механизме принятия решений в обществе появляются концепции, которые созданы не человеческим разумом, а той самой технологией принятия решений. Вероятность перевода ее в адекватное состояние мала даже при завершающем голосовании по концепции "в целом", так как времени и средств на переосмысление последствий всех происшедших случайным образом изменений обычно не имеется.

Подобные вещи мы наблюдаем в нашей действительности повсеместно. Для исправления последствий подобных решений существуют целые общественные институты: наука, система права, армия, службы безопасности, всевозможные советники, партии и общественные движения, революции и т.п., сами попадающие, в свою очередь, под действие вышеописанного и, подчеркиваем, далеко не единственного негуманоидного механизма.

Ассоциативный блок.

Такова одна из технологий принятия решений.

Коллизия - столкновение противоположных сил, стремлений или интересов [10]. Возможна и коллизия законов.

Колония - экономически отсталые и слабые страны, находящиеся в полном политическом подчинении и экономической кабале у империалистических хищников... Империалисты вместе с туземными князьями, помещиками и купцами жестоко эксплуатируют, грабят и угнетают трудящееся население колоний [11].

Колониализм - период истории человечества, когда основным устремлением ведущих мировых государств было завоевание колоний, их дележ и эксплуатация. Этих государств не так много: Франция, Англия, Италия, Бельгия, Голландия, Испания, Португалия в Европе, Япония в Азии, США в Америке. Иметь колонии считалось прилично и почетно еще несколько десятилетий назад.

Существует представление, что СССР также являлся колониальной империей. В основе такого представления лежит принцип мышления по аналогии, любовь к классификации, порядку и т.п.. Но здесь следует учесть, что научные теории и практические процессы не всегда находятся в соответствии, особенно если мы имеем дело с понятиями единичными. В истории цивилизации Россия является понятием единичным, ее положение и путь среди народов самостоятелен, оригинален и неповторим. Хотя, честно говоря, и в ее истории среди правителей, как, например, в настоящее время, находились и жалкие подражатели Западу - эпигоны, что наносило стране невосполнимый ущерб. Перенимать опыт и эпигонствовать - это далеко не одно и то же.

"Комедианты" - название фильма о диктаторском режиме на одном из райских островов. Нечто подобное описано в доступной книге Г.Г.Маркеса "Осень патриарха".

Коммунизм - понятие непрерывно меняется и наполняется различными смыслами, в том числе и самыми глупыми, но при всех вариантах имеется достаточно устойчивое ядро понятия:

- отсутствие эксплуатации человека человеком;

- подчинение личных потребностей интересам общества.

Очевидно, что одновременное выполнение обоих условий возможно только при определенных достаточно высоких и согласованных уровнях развития общественных отношений, культуры (в широком смысле этого слова) и личности.

Исключение эксплуатации человека человеком совершенно правильно связывают с искоренением частной собственности на средства производства, что является условием необходимым, но не достаточным.

Следующим шагом на пути к ликвидации эксплуатации является совершенствование производственных и общественных отношений, что исключает, например, однопартийную систему управления государством, ведомственность, клановость, насилие над личностью, действующей в интересах общества и т.п. вещи.

Подчинение личных потребностей общественным требует добровольности такого подчинения, то есть достаточно высокого уровня сознательности и самоограничения, что также представляется в ближайшей перспективе утопичным.

Тем не менее, следует отметить, что люди коммунистического менталитета в нашем обществе имелись и имеются и их становилось все больше, как и сама коммунистическая мораль все в большей степени завоевывала мир. В настоящее время нет достаточного количества фактов, позволяющих рассматривать события в СССР в 1970-2000 гг. как "достижение цивилизации". По всей видимости, мы имеем дело с очередной ошибкой, обусловленной глупостью и ничтожеством руководящих элит человечества, которые очень много о себе мнят.

Компиляция [лат.compilare - грабить]- несамостоятельная работа, основанная на использовании чужих произведений или на заимствовании всех данных из чужих исследований. Здесь наибольший интерес представляет слово данные.

Данные - сведения, необходимые для какого-нибудь вывода, решения. Странное слово компиляция - ведь работы К.Маркса, В.И.Ленина и многих других теоретиков полностью подпадают под это определение (компиляция - это обычная инженерная работа). В общественных науках многие компиляторы страдают "игрой в слова". Будучи неспособными совершить самостоятельный вклад в науку и не понимая значения слов, а также логику независимого (не ангажированного) ученого, ведут глубокомысленные споры не о понятиях, а о словах.

В общем случае компиляция - это обобщение данных, полученных другими, не сумевшими самостоятельно обобщить то, что ими получено. В современном мире такая работа производится обычно докторами или академиками.

Сейчас "модно" критиковать Маркса, Ленина, но дело не только в моде: работы этих авторов заслуживают пристального внимания и изучения, но изучения критического. Такой подход можно классифицировать как последовательный марксизм (хотя фраза была сказана за очень много лет до Маркса, но являлась его любимым девизом):"подвергай все сомнению". Это основной принцип культуры мышления.

Ассоциативный блок.

Компиляция - слово из арсенала навешивателей ярлыков. Сказали, например, о ком-то или о чем-то: коммунист, компилятор, фашист, троцкист, мальтузианство, солипсист, порнография. Очень удобно. Думать больше не надо: "Ату его, ату".

Конституция (от лат.constitutio - устройство) - основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан.

Конституция - основа всего законодательства государства [10].

Ассоциативный блок.

Необходимо отличать конституцию от декларации. Если первая - правовой документ (то есть подлежит исполнению), то вторая - чисто политический.

Конституция человека - устройство, телосложение, интеллект.

Конструктивный подход - отношение человека к объекту действия, при котором субъект пытается понять суть объекта: превратить "вещь в себе" в "вещь для нас". Конструктивный подход следует отличать от неконструктивного подхода, отличающегося тем, что субъект при работе с объектом пытается выразить собственное отношение или собственные априорные представления о явлении и не интересуется его сутью.

Кооптация [11] - "введение в состав какого-нибудь выборного органа новых членов и кандидатов решением данного органа без выборов их избирателями. В СССР кооптация не допускается, так как она является нарушением основ советской демократии.

Кооптация в партийные комитеты является нарушением выборности партийных органов. Февральско-мартовский Пленум ЦК ВКП(б) в 1937 г. постановил прекратить практику кооптации в члены партийных комитетов, имеющую место в некоторых партийных организациях, и восстановить, в соответствии с уставом партии, выборность всех руководящих органов парторганизаций".

Ассоциативный блок.

То, что выборность руководителей в условиях однопартийной системы не защитила партию и СССР от предательства правящей верхушкой его национальных интересов, заставляет задуматься о необходимых и достаточных условиях стабильности.

Конъюнктура [11] - 1) совокупность обстоятельств, положение вещей, сложившееся к данному времени; 2) состояние хозяйства капиталистической страны в данное время (месяц, квартал, год). Конъюнктуру в капиталистических странах называют высокой при подъеме хозяйства, низкой при кризисе или депрессии (застое) хозяйства. Конъюнктура в основном определяется ходом промышленного цикла.

Кощунство - действие, ведущее к разрушению действительных ценностей человеческого бытия.

Косвенное регулирование - оригинальный способ достижения цели, заключающийся в том, что требуемый эффект получают не прямым действием на систему управления, а путем использования вторичных эффектов, которые, в свою очередь, решают поставленную задачу, например:

взяточник вместо того, чтобы напрямую потребовать взятку, начинает говорить о том, что он много работает, что зарплата у него маленькая, что наверху не понимают..., законодательство не совсем совершенно и допускает толкования не в пользу просителя и т. д. и т. п.;

рыночные отношения, базирующиеся на том, что существуют люди, стремящиеся получить прибыль "любой ценой", и вместо того, чтобы к ним "власть употребить", в обществе начинают создавать ситуацию, снижающую их норму прибыли от этих "гадких" занятий до неприемлемых значений, что заставляет "бизнесменов", например, прекратить спаивать население, развращение несовершеннолетних (бизнес становится не таким прибыльным) и переключиться на богослужение, торговлю наркотиками, либо политическую

деятельность;

- религия, где много говорят о духовности и служении богу, необходимости строить "дороги к храму", пожертвованиях и тому подобном, что способствует привлечению средств верующих к повышению уровня жизни духовенства.

Косвенное регулирование применяется тогда, когда существуют определенные препятствия, не позволяющие осуществлять прямое регулирование: в первом примере - закон о взяточничестве, во втором рыночное требование сокрытия цели - эксплуатации, в третьем - просто так теперь не подают, а сила, какую имели, например, монастыри в древности, уже не та.

Культура - данное слово относительно редко применяется в серьезных разговорах самостоятельно, обычно говорят: культура поведения, культура мышления, культура землепользования, физическая культура, национальная культура, мировая культура и т.д.

Если присмотреться внимательно, то можно обнаружить, что во всех случаях речь идет о следовании каким-то правилам, нормам, традициям (что в общем одно и то же), т.е. об использовании найденных ранее "ответов" для решения типовых задач. Говорят, что понятие "культура" характеризует степень (?) овладения Человеком как своей собственной природой и своими "силами", так и особенностями общества. Такое понимание слова "культура" представляется достаточно приемлемым.

Проводя аналогию с организмом, можно считать, что культура ... является неспецифической реакцией (реакцией "на всякий случай") человека или общества на внешнее либо внутреннее воздействие со стороны...чего?

Если посмотреть на феномен культуры со стороны, то можно видеть, что в основе культуры лежат определенные примитивы (слова, фразы, действия), которыми человек (философы говорят - субъект) стремится себя выразить. Чем больше примитивов человек либо народ накопил, тем больше у него шансов реализовать свои гуманоидные качества.

Культура - по [4]. "... людям прежде всего нужно было практически организовать свою жизнь. И они организовали ее так, что появилось различие между человеком и природой.

Но раз возникнув, оно (различие) не существует само по себе. Его нельзя просто сопоставить с объектной структурой мира. В нем человек сам дает себе основания, которые нужно воспроизводить, передавать, сохранять и т.д. В этом воспроизводстве и возникает то, что называется культурой, с ее нормами, образцами и идеалами.

В каждом человеке есть то, что он не выбирает. Никто не выбирает свои природные данные, точно так же, как и то, что уже выбрано культурой...... Культура позволяет человеку быть человеком независимо от его личных усилий; мы можем мыслить по традиции, жить в соответствии с нормами, то есть быть культурными. Для того, чтобы быть человеком, теперь уже (!!) можно жить унаследованными от культуры формами предметов, мыслей, чувств и связей".

Культура мышления - умение использовать собственный "богом данный" интеллект ("мозги") в необходимых человеку целях, а также правильно ставить и определять последние.

Культура мышления тесно связана с личностью и характером человека. Как в любом другом случае, двигаться необходимо небольшими шагами, изучая значение слов. Но вначале следует задать себе вопрос: нужна ли вам культура мышления, и если нужна, то какая?

Ассоциативный блок.

Помню один хороший знакомый произнес очень интересную фразу: "Знаешь, я не хочу заниматься карате, так как если будешь уметь драться, то придется вступаться за кого-нибудь. А так я стою себе в стороне и знаю, что ничего не могу сделать". Не плохо? А?

Культура и мышление. Что такое культура, есть ли аналогии между культурами и культурами мышления? Похоже, что есть. Каждый человек должен выработать свою культуру мышления, для собственного пользования. Но собственную культуру нужно строить, исходя из каких-то базовых (фундаментальных) посылок. Вначале необходимо составить проект, затем его воплощать, учитывая, что реальность все равно внесет свои коррективы. Кроме того, необходимо помнить, что человек развивается и существует во взаимодействии с другими людьми и не волен выбирать то, что станет его частью: в этом "парадокс свободы воли", которая действительно свободна от того индивидуума, которому она принадлежит.

Но в любом случае мы можем формировать разумное, неразумное либо мозаичное мышление. В силу принципа "человеческих качеств" все варианты имеют право на жизнь и представляют определенную ценность. Для разных профессий нужны, вероятно, различные культуры мышления. Единственно, что следует помнить, то это то, что нет чистых типов: чистые типы - патология.

Критерий истины - практика.